[греч. μακαρισμοί], в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты.
Б. начали использоваться в сиро-палестинском регионе. Первые сведения о них в составе служб суточного круга встречаются в палестинских монашеских памятниках - в древнейшем сохранившемся Часослове IX в. (Sinait. gr. 863) и др. В западносирийском (или сиро-антиохийском) обряде Б. считались одной из библейских песен.
В Часослове IX в. (Sinait. gr. 863) с Б. (имеющих следующий порядок: стих «Μνήσθητι ἡμῶν, Κύριε, ὅταν ἔλθης ἐν τῇ βασιλείᾳ σου» ( ), евангельские заповеди блаженства, в конце - «Δόξα̇» ( )) начинается служба «Εἰς τὴν μετάληψιν» (На Причащение); после Б. следуют песнопения «Μνήσθητι ἡμῶν, ̀λδβλθυοτεΑγιε, ὅταν ἔλθης...» ( ), «Χορὸς ἐπουράνιος...» ( ) и т. д.; служба завершается причащением Св. Таин и благодарственными молитвами (Mateos. 54-55). Порядок этой службы очень близок к порядку службы изобразительных (τὰ τυπικὰ - уставная [служба]), к-рая присутствует в более поздних Часословах (в т. ч. и в совр.), но перед Б. в последовании изобразительных помещены Пс 102 и 145 (с них изобразительны и начинаются, хотя бывают исключения, напр. в будние дни Великого поста псалмы опускаются). В чинопоследовании иерусалимской литургии ап. Иакова есть элементы, сходные со службой «На Причащение», но Б. в нем нет: видимо, евангельские стихи были добавлены в чинопоследование не в самом Иерусалиме, а уже в рамках монашеской традиции в Палестине (Пентковский, Йовчева. С. 33).
Б. встречаются в служебных Псалтирях IX-XI вв. среди песнопений вечерни и утрени (Там же. С. 35); в Псалтири 862 г. из собрания еп. Порфирия (Успенского) Б. выписаны между песнью прор. Исаии (Ис 8. 9-10, 12b - 14a, 17b, 18a и 9. 1, 5a) и молитвой царя Манассии (в конце 2 Пар 36) (Диаковский. С. 278-279). В нек-рых рукописях Псалтири (напр., в ГИМ. Хлуд. 129д, сер. IX в.) Б. приведены после Символа веры и «Отче наш» в составе последования под названием «Τυπικὰ τῆς ἁγιωτάτης καθολικῆς ἐκκλησίας» ([То, что положено] по уставу святейшей соборной церкви). Они упоминаются также в Типиконе 1122 г. (Hieros. S. Crucis. 43) - памятнике, содержащем текст кафедрального богослужения в Иерусалиме (X в.), в описании служб на Неделю ваий (в качестве прибавления к 3-му и 6-му часам) и Великой пятницы (на утрене перед каноном) (Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894. С. 26, 28, 138); в этом памятнике Б., вероятно, являются заимствованием из традиции палестинского монашества, т. к. в др. дни в последованиях служб суточного круга они не присутствуют.
В к-польской богослужебной традиции (т. н. византийском обряде) Б. первоначально не употреблялись. С IX в. широкое распространение в Византии получила богослужебная традиция монахов к-польского Студийского мон-ря, возрожденного прп. Феодором Студитом, в к-рой набор и порядок служб суточного круга восходит к палестинскому Часослову. Так Б. (в составе палестинской службы изобразительных) стали одним из богослужебных текстов к-польской традиции. В Студийском уставе изобразительны могли совершаться как в качестве самостоятельной службы, так и в составе чина Божественной литургии; в последнем случае изобразительные антифоны (Пс 102, 145 и Б.) стали заменять собой традиц. к-польские кафедральные антифоны литургии. В к-польских Студийско-Алексиевском (1034) и Евергетидском (посл. треть XI в.) Типиконах изобразительные антифоны регулярно поются на литургии вместо кафедральных. В Типиконах афонской и южноиталийских редакций Студийского устава изобразительные антифоны указаны только для непраздничных дней; южноиталийские Типиконы иногда указывают петь Б. не вместо антифонов литургии, а до (как в Типиконах Мессинском, 1131 г.- Arranz. Typicon. P. XLII, или Николо-Казолянском, XII в.) или после них (такое указание встречается в Николо-Казолянском Типиконе) (Пентковский, Йовчева. С. 46-47). Несмотря на то что изобразительные антифоны вошли в состав литургии, чин изобразительных продолжал бытовать как самостоятельное последование в рамках студийской (в широком смысле) практики и использовался в посты, а также перед полной литургией, если на ней пелись не изобразительные, а кафедральные антифоны (напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе отмечено совершение изобразительных (с Б.) перед литургией на Пасху, а на случающуюся в неделю память вмч. Георгия указано петь их в одной церкви, а литургию - в др., причем изобразительны здесь названы «пролитургией» (службой «перед литургией» - Пентковский. Типикон. С. 257, 341); в Служебнике РНБ. Погод. № 37, XIV-XV вв., присутствует указание, что перед литургией в притворе совершается обедница, если праздник имеет антифоны на литургии; свт. Киприан Московский (Ɨ 1406) в послании к игум. Афанасию упоминает сходную практику - Диаковский. С. 271-272).
В древней церковной традиции к стихам песнопений, взятых из Свящ. Писания, обычно припевались короткие припевы. Для Б., согласно Часослову (Sinait. gr. 863) и более поздним памятникам, первоначальным припевом был стих: «Μνήσθητι ἡμῶν, Κύριε, ὅταν ἔλθης ἐν τῇ βασιλείᾳ σου» ( ). Процесс общего развития церковной гимнографии привел к значительному увеличению объема первоначальных простых припевов к стихам из Свящ. Писания и привязке их содержания к памятям церковного календаря; в результате возникли особые гимнографические жанры - такие, как канон, стихиры, и в т. ч. тропари на Б.
Существующие циклы тропарей на Б. можно разделить на 3 категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние - циклы воскресных тропарей на Б. (известны уже по греч. рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью к-польских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного - Пентковский, Йовчева. С. 42) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе. Праздничные тропари на Б. посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на Б. была распространена меньше, чем первые 2; праздничные тропари на Б. встречаются только в нек-рых рукописях (Минеях и Триодях) и не вошли в печатные литургические книги. Кроме Октоихов, Триодей и Миней тропари на Б. встречаются в особом типе рукописного богослужебного сборника - Макаризматарии (Μακαρισματάριον букв.- Блаженник), от XII-XIV вв. до нас дошли неск. подобных рукописей (Sinait. gr. 828, XIII в., Paris. gr. 352, XIII в., Crypt. Г. α. 27 - Пентковский, Йовчева. С. 48-49; Никифорова. С. 161; Bertonière. P. 167); 2 такие рукописи упомянуты в завещании 1135 г. игумена одного из сицилийских мон-рей. Помимо тропарей на Б. Макаризматарии нередко содержат светильны.
Тропари на Б. относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из мн. небольших песнопений (ср. с каноном или кондаком). Группы тропарей на Б. имеют структуру, сходную со структурой канона.
1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях (как обычных (см., напр.: Яцимирский А. И. Карансебешский октоих 2-й пол. XIII в. // СбОРЯС. 1906. Т. 82. № 1; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 596; Пентковский, Йовчева. С. 59, 60), так и певческих: «Самогласникы ирмоси на блаженах из октаика» (РНБ. Кир.-Бел. 659/916), «На литоргии ирмос блаженна» (РНБ. Кир.-Бел. 681/938)) он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от совр. печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на Б. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на Б. используется как ирмос тропарей на Б. в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на Б. утрени Великой пятницы - это воскресный ирмос тропарей на Б. 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на Б. в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.
После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует (напр., в последовании погребения священников - Требник большой. Л. 139об.). Троичны - так же как и ирмосы на Б.- часто одни и те же для неск. циклов. В древних слав. рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день (Пентковский, Йовчева. С. 55); в совр. печатном Октоихе остались нек-рые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа - во вторник, воскресный троичен 6-го гласа - в субботу.
В древнейших рукописях Октоиха (с IX в.) тропари на Б. распределены по службам и не выделены в особый раздел книги, в более поздних рукописях (напр., Sinait. gr. 779, XI в.) они составляют особый раздел, как и в слав. рукописях Октоиха с XIII в. В Октоихах XV в. (напр., в первопечатном слав. Октоихе. Краков, 1491. Л. 54об.- 55) и последующих тропари на Б. снова распределены по службам. В используемом ныне в правосл. Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы - по 6 тропарей на Б.
встречаются во мн. греч. рукописных Минеях, Триодях и Макаризматариях (ркп. Синайской б-ки: 880 г. (№ 522), IX-X вв. (№ 607), X в. (№ 609, 620, 735), ок. 1000 г. (№ 578, 579, 595, 614, 631), XI в. (№ 598), XIII в. (№ 828); ркп. БАН. РАИК. 109, IX в.; РНБ. Греч. 89, ок. 1000 г. (фрагмент ркп. Sinait. gr. 578) и 712, X в.; ГИМ. Син. Греч. 181, XI в.; Crypt. gr. Г. α. XXVII и Crypt. Δ. β. II, XII в.), где содержатся тропари на Б. на все двунадесятые праздники (кроме Пятидесятницы), на праздники Иоанна Предтечи (Рождество, Усекновение и Обретение главы), на пред- и попразднство Рождества Христова и попразднство Богоявления, на Собор Бесплотных сил, на все воскресные дни Великого поста, на субботы поста 1, 2, 4-ю и Лазареву, а также на памяти святых: прп. Симеона Столпника, прор. Моисея и праведных Иоакима и Анны, прор. Захарии, ап. Иоанна Богослова, свт. Василия Великого, свт. Николая Мирликийского, первомч. Стефана, свт. Григория Нисского, прп. Феодосия Великого, убиенных в Синае и Раифе преподобных отцов, прп. Антония Великого, святителей Афанасия и Кирилла, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Василия (26 апр.), свт. Симеона (24 мая), апостолов Варфоломея и Варнавы, Петра и Павла; на нек-рые праздники (Рождество и Благовещение Пресв. Богородицы, Неделю ваий) известно неск. циклов тропарей на Б. (Карабинов. Постная Триодь. С. 258-274; Bertonière. P. 182-183, 190, 196; Пентковский, Йовчева. С. 31-35, 48, 52-53; Никифорова. С. 158-161).
Праздничные тропари на Б. встречаются также в слав. рукописях (НБКМ. № 113, XIII в.; РНБ. F. п. I. 72, XIII-XIV вв.; ГИМ. Хлуд. № 163, XIV в.; Одесская гос. науч. б-ка. Собр. Григоровича. № 1/101, XIV в.; т. н. Ильина книга - РГАДА. Тип. № 131, XII в.) на праздники Рождества Богородицы, Воздвижения Креста, Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Успения, а также на память апостолов Петра и Павла. Наборы тропарей в рукописях могут различаться, напр., в ркп. НКБМ. № 113 и РГАДА. Тип. № 131 в успенских циклах тропарей совпадают только ирмос и троичен. К нек-рым из помещенных в слав. книгах циклов тропарей на Б. обнаружены греч. аналоги (напр., тропари на Рождество и Успение Пресв. Богородицы, Сретение Господне), др. могут быть оригинальными слав. сочинениями. Троичны слав. циклов тропарей на Б. часто заимствованы из Октоиха, что может свидетельствовать как о существовании греч. аналогов, так и о том, что троичен мог быть заимствован из Октоиха слав. гимнографом. Оригинальные троичны содержат слав. циклы тропарей на Преображение Господне и на память апостолов Петра и Павла; последний содержит слова: «Дай силу языку новоизбранну», что, видимо, указывает на слав. песнотворца (Пентковский, Йовчева. С. 50-53, 56, 58). Иногда слав. циклы тропарей на Б. совпадают с греч. по ирмосу, но набор тропарей отличается (напр., тропари на Б. Рождества Христова). В целом жанр праздничных тропарей на Б. в слав. Минеях был не столь распространен, как в греч. рукописях.
Праздничные тропари на Б. обычно используют в качестве ирмоса воскресных тропарей на Б.; оригинальные ирмосы содержатся в греч. циклах праздничных тропарей на Б. на Благовещение и Рождество Иоанна Предтечи (Никифорова. С. 158).
С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (к-рый знает только тропари на Б. Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на Б. исчезает из литургических книг. Однако нек-рые последования все же имеют специальные тропари на Б.- напр., службы всех святых, в земле Российской просиявших, мч. Иулиана Египетского (в Минее (МП) опубликована 2-й под 21 июня).
Студийско-Алексеевский Типикон (Пентковский. Типикон. С. 235-367) регулярно указывает пение на литургии изобразительных антифонов и тропарей на Б. В то время как в те дни, на к-рые не попадают праздники годовых циклов, употребляются тропари на Б. Октоиха, в праздничные дни для пения на Б. обычно назначаются 3-я и 6-я песни утреннего канона (1, 4, 14, 23 сент., 11 нояб., в Неделю св. отцов перед Рождеством Христовым, 26 дек., 7, 13 янв., 2, 24 февр., 9 (в субботу или воскресенье) и 17 (в субботу или воскресенье) марта, 23 апр., 25 мая, 23, 24, 29 июня, 14, 15, 30 авг.). В нек-рые дни назначаются только 3-я (1 янв., 14 авг., 29 авг.) или 6-я песни (в Лазареву субботу (из четверопеснца) и в Неделю жен-мироносиц (из четверопеснца Великой субботы)). 8 сент. на Б. предписано петь тропари 3-й и 5-й, в субботу мясопустную - 4-й, а на праздники Преображения и Недели ваий - 4-й и 5-й песней. Достаточно часто Студийско-Алексиевский Типикон разрешает соединение тропарей на Б.- обычно воскресных и праздника. Т. о., в Студийско-Алексиевском Типиконе преобладает употребление на Б. в праздничные дни тропарей из канона утрени, но иногда встречается упоминание и специальных праздничных тропарей на Б. В ряде случаев особо оговаривается замена праздничных тропарей на Б. на песнь утреннего канона - напр., на Воздвижение Креста: «Не поéму «Помяни насъ Христе», нъ въ того место ирмосъ» (также 26 дек., 7 янв., 15 авг. и в Неделю ваий).
В Евергетидском Типиконе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-589) тропари на Б. для пения на литургии указываются почти каждый день. В непраздничные дни назначаются Б. дня или гласа (т. е. Октоиха). В праздничные дни на Б. обычно назначается 3-я песнь утреннего канона, но в ряде случаев (1, 6, 9, 26 сент., 6, 18 окт., 16, 30 нояб., 27, 30 дек., 12, 25 янв., 24 февр. и 29 июня, а также в Неделю св. отец перед Рождеством Христовым) вместо 3-й песни назначена 6-я. Вместе 3-я и 6-я песни указаны лишь 23 апр., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 26 окт. и в неделю 7-ю по Пасхе указана 1-я песнь; 4 и 27 янв., 12 авг., в субботы мясопустную и сырную - 4-я; 10 авг.- 5-я; 28 и 31 дек., 13 янв.- вместе 5-я и 6-я песни. В период Пятидесятницы (кроме Светлой седмицы) на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня. В неск. местах содержатся указания, что песни утреннего канона на Б. должны предваряться пением ирмоса. Соединение на Б. тропарей праздника и Октоиха дозволяется очень редко. Неск. раз Евергетидский Типикон указывает пение праздничных Б. (на великие праздники или их попразднство: 8, 10 и 15 сент., 8 и 9 янв., 3 и 4 февр., 7, 13, 23 и 29 (в честь Иоанна Предтечи) авг.), а 21 нояб. (Введение Пресв. Богородицы во храм) назначает 3-ю песнь утреннего канона, упоминая при этом практику пения праздничных тропарей.
В афоно-итальянских редакциях Студийского устава предпочтение отдается не изобразительным, а кафедральным антифонам на литургии. По Мессинскому Типикону (Arranz. Typicon. P. 14-66, 113, 259-285), Б. на литургии в праздничные дни бывают не всегда; если они есть, на них поется 6-я песнь утреннего канона. Тропари на Б. праздников и Октоиха никогда не соединяются. В период Пятидесятницы по будним дням на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня, а по субботам - 6-я песнь из праздничного канона. Назначение тропарей на Б. иногда сопровождается фразой «ἀντὶ τῶν μακαρισμῶν» (вместо блаженн), что можно понимать как указание на отмененную практику пения особых праздничных тропарей на Б. Во мн. местах рукописи Мессинского Типикона указания о пении в праздничные дни 6-й песни канона были стерты и позже др. почерком добавлены указания о пении праздничных Б. В южноитал. Типиконе мон-ря Патирион назначено пение праздничных тропарей на Б. в дни Воздвижения Креста, памяти ап. Андрея Первозванного, Богоявления, Введения, памяти ап. Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, Успения (Пентковский, Йовчева. С. 47).
По Иерусалимскому уставу, принятому в наст. время в правосл. Церкви, изобразительные антифоны на литургии, когда они положены (во все праздники (кроме Господских двунадесятых), начиная с великого славословия (см. Знаки праздников месяцеслова); в пред- и попразднства; в субботы и недели; в дни, когда Типикон указывает песнь на Б.), поются с тропарями на Б.
1-м на Б. всегда поется или 1-й тропарь Октоиха, утративший в совр. книгах название «ирмос», или ирмос Минеи или Триоди (Типикон. [Т. 1.] С. 442. [Т. 2.] 753, 759 и др.). Если на Б. поются вместе неск. (2 или 3) циклов тропарей, то все, кроме 1-го, должны петься без ирмоса, аналогично порядку пения песней канона вседневной утрени.
В неделю (воскресенье), если на нее падает память святого без праздничного знака (у к-рых обычно не бывает Б.), на Б. поются тропари Октоиха на 8. Если же день имеет шестеричный знак и выше, на Б. поется 10 тропарей - к тропарям Октоиха (к-рые тогда поются на 6) прибавляется 3-я (иногда 6-я) песнь утреннего канона праздника или памяти святого (на 4). Если же память празднуемого святого в неделю приходится на попразднство двунадесятого праздника, то тропари на Б. поются на 12: 4 Октоиха, 4 праздника и 4 святого; этот порядок соблюдается всегда, когда на Б. надо спеть 3 цикла тропарей (см., напр., Типикон. [Т. 1.] С. 550).
В седмичные дни при знаке шестеричной службы на Б. поются 4 тропаря Октоиха и 4 Минеи из 3-й песни канона (иногда 6-й - напр., Типикон. [Т. 1.] С. 423) на 4. Неск. святых с шестеричным знаком (6 сент., 16 янв., 20 июля) имеют и 3-ю, и 6-ю песни на Б. (Б. Октоиха тогда отменяются совсем). В дни со славословием и выше положено петь песни 3-ю и 6-ю на Б. Если святой или праздник имеет 2 канона на утрене, тогда 3-я песнь берется из 1-го, а 6-я - из 2-го канона (Типикон. [Т. 1.] С. 132, 182, 307).
В субботу, если служба святому не имеет праздничного знака, на Б. поются 6 тропарей Октоиха; если есть тропари на Б., устав их пения тот же, что и в седмичные дни, только тропари святого поются прежде тропарей Октоиха (если последние вовсе не отменяются). В дни памяти святых, имеющих шестеричную службу, когда сначала на Б. поется песнь канона Минеи с ирмосом, а затем - тропари Октоиха, причем 1-й тропарь Октоиха (т. е. ирмос тропарей на Б.) опускается, по аналогии с каноном. Это правило прямо указано в московском старопечатном Типиконе 1641 г. под 7 сент.
В попразднства двунадесятых праздников, большинства недель периода Пятидесятницы и праздника Преполовения на Б. тропари Октоиха отменяются и вместо них поются т. н. рядовые песни на Б.- песни праздничного канона (или 2 канонов) по очереди, начиная с 1-й. Распределение песен праздничного канона по дням попразднства подчинено определенным закономерностям. Если попразднство с отданием охватывает 8 дней, что достаточно для пропевания всех песен праздничного канона, тогда песни канонов поются все подряд - с 1-й по 9-ю, по одной в день. 8-дневное попразднство имеют Богоявление, Вознесение и Успение. Попразднство др. праздников короче: Воздвижение - 7 дней, Рождество Христово, Пятидесятница, Преображение - 6 дней, Рождество Богородицы, Введение во храм - 4 дня. Сретение Господне может иметь разное количество дней попразднства (от 0 до 7 - это связано с тем, что праздник зависит от подвижного годового круга). Если дней не хватает, в первую очередь пропускаются песни, уже пропетые в день праздника или в 1-й день попразднства (у попразднств Рождества Богородицы и Введения: Типикон. [Т. 1.] С. 139-143, 279-286). Для выпевания всех песней праздничного канона в случае недостатка дней песни соединяются друг с другом (напр., 4-я с 5-й, 5-я с 6-й, 7-я с 8-й). В Типиконе избегаются соединения песней, разделенных на утрене ектениями (т. е. песни 3-я с 4-й и 6-я с 7-й никогда не соединяются), а также любых песней с 1-й и 9-й. Чаще всего объединяются 7-я и 8-я песни (видимо, потому, что соответствующие библейские песни тесно связаны друг с другом). Если же дней все равно не хватает для пропевания всех песен праздничного канона, то в первую очередь поются песни 3-я и 6-я, если они еще не спеты (Типикон. С. 581), а если спеты - то 9-я (Типикон. С. 583, 586). В день отдания праздника обычно поется 9-я песнь. Рядовые песни попразднства на Б. поются на 6, с ирмосом. Если праздник имеет 2 канона, на Б. должны петься оба, при этом все равно на 6. Когда к тропарям рядовой песни на Б. прибавляются тропари празднуемого святого, тогда всего на Б. поются 8 тропарей: 4 праздника (только одного из канонов) и 4 святого. В недели при празднуемом святом в попразднство на Б. поются 12 тропарей.
В воскресные дни периода Пятидесятницы (кроме 1, 5, 7 и 8-й) тропари на Б. поются не на 10, а на 8 (воскресные на 4 и Триоди (из канона) на 4). Здесь совр. рус. практика сближается с совр. греч., по к-рой во весь год и в воскресные дни, и в будни при наличии на Б. песни из канона тропари Октоиха поются на 4 и песнь канона Минеи или Триоди на 4 (Βιολάκης. Τυπικόν Σ. 65, 67, 318, 319). В первопечатном московском Типиконе, наоборот, тропари Октоиха указано петь на 6 (и в будни), а песнь канона - на 4 (см., напр.: Устав. М., 1610. Л. 162, 166, 246об., 248, 249об., 250об., 298об.).
В дониконовской богослужебной практике (см., напр.: Триодь Цветная. Краков, 1493. Л. 144-156; Устав. М., 1610. Л. 160-164об., 172) в седмичные дни периода Пятидесятницы на Б. пелись трипеснцы Цветной Триоди на 12 аналогично практике, отраженной в Евергетидском и Мессинском Типиконах. В субботу на Б. пелся четверопеснец на 16 (для выпевания всех тропарей к евангельским стихам добавляли заключительные припевы Б. из последования изобразительных: « », « » и « »; « » пели после этих припевов). В совр. Цветной Триоди трипеснцы для каждого дня периода Пятидесятницы собраны в конце книги; перед ними замечено: « » (Триодь Цветная. Л. 289); совр. устав предписывает петь их не на литургии, а на повечериях вместе с канонами Божией Матери из Октоиха.
По принятому ныне в РПЦ Типикону, изобразительны совершаются в следующих случаях: 1) при службе с Аллилуия в будние дни Великого поста и в Великие понедельник, вторник и среду; 2) при службе с Аллилуия в будние дни 3 др. многодневных (т. н. малых) постов; 3) в дни чтения царских часов; 4) в Великие четверг и субботу, а также в день Благовещения, если праздник попадает на будний день; 5) в день, когда по уставу положена литургия, но она почему-либо не совершается (напр., при отсутствии священника). В 1-м случае Б. на изобразительных поются с известным уже по древнейшему Часослову припевом « ». В 3-м и 4-м случаях Б. на изобразительных читаются подряд, без припевов и тропарей. Во 2-м и 5-м случаях (а также в памяти полиелейных святых в будние дни Великого поста, если почему-либо не совершается литургия Преждеосвященных Даров) Б. на изобразительных поются с тропарями - по тому же уставу, что и на литургии (Типикон. [Т. 1.] С. 261, 512; [Т. 2.] С. 937-938).
Утреня. По Иерусалимскому уставу в чинопоследование 2 утрень в году - четверга 5-й седмицы Великого поста (четверг Великого канона) и Великой пятницы - включены Б. с тропарями (Триодь Постная. [Т. 2.] Л. 441об.- 442об.). Тропари на утрене Великой пятницы упомянуты уже в Типиконе Hieros. S. Crucis. 43; в Синайском Канонаре X-XI вв. (Sinait. gr. 150) Б. есть на утрене в Неделю ваий: после 6-й песни канона и кондака «поются степенны, блаженны и сразу прокимен», затем следует чтение Евангелия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190). В западносир. (или сиро-антиохийском) обряде Б. считались одной из библейских песен и пелись на утрене в связи с чтением Евангелия (Mateos J. Les matins chaldéenes, maronites et syriennes // OCP. 1960. Vol. 26. P. 64).
Великосхимнический постриг. Последование пострижения в великую схиму, к-рое должно совершаться на литургии, согласно мн. рукописям, имеет особые тропари на Б. (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 258, 279, 560; Пентковский, Йовчева. С. 36); иногда рукописи предписывают петь при постриге Б. с тропарями, даже если он бывает вне литургии (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 512). Тем не менее особые схимнические тропари на Б. отмечаются не во всех рукописях (см.: Goar. Euchologion. P. 406; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 258, 387, 506); совр. чинопоследование (Требник большой. Л. 81об.) их также не содержит.
Чины погребения. Б. с тропарями входят в состав чинопоследований погребений мирского, монашеского и священнического (Требник большой. Л. 103-104, 121, 139-139об.). Циклы тропарей в каждом последовании оригинальные.
В чине священнического и бельческого (мирянского) погребения, сохранившемся в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (напр., в среднеболг.Зайковском Требнике (НБКМ. № 960. Л. 74-75, 1-я пол. XIV в.) и серб. Требнике (РНБ. Q. I. 469. Л. 168-170, посл. четв. XIV в.), есть особые тропари на Б. 6-го гласа (нач.: «Превладаяи душами и телеси»), связанные с предшествующими стихирами 5-го гласа (нач.: «Краснее жития сего несть ничтоже») общим слав. акростихом , фрагментарно дающимся далее в цикле заупокойных стихир 8 гласов по каноне и стихирах на целование умершего (см.: Holosnjaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kiril und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Dissertatio ad Doctoratum. R., 1995. Р. 206-207, 218-228, 240-241). Автором всего цикла песнопений является, по всей вероятности, св. Константин, еп. Преславский (2-я пол. IX - 1-я четв. Х в.).
В ркп. РНБ. F. п. I. 47, XIII-XIV вв., в конце покаянного канона, приписываемого Кириллу Туровскому († 1183), приводятся 6 тропарей на Б. (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 596), не имеющих аналогов в Октоихе.
Устойчивое появление тропарей на Б. в нотированном Октоихе отмечается в рукописях начиная с XVI в. Распев сохраняет основную форму соотношения текста и мелодики, когда количество нотных знаков равно количеству слогов. В дальнейшем происходит постепенное усложнение распева тропарей на Б.: появляются мелизматические обороты, фитные и лицевые начертания. Наибольшей сложности монодическое звучание тропарей на Б. достигает в т. н. «большом распеве» (см.: Бражников М. В. Новые памятники знаменного распева. Л., 1967), отличающемся протяженностью мелодики, сложностью интонационных оборотов. Кроме того, в рукописях сохранились авторский («жуковский») и местные («греческий», «киевский») распевы Б. Существуют также многоголосные распевы, сформировавшиеся в результате обработки одноголосного знаменного (РНБ. Солов. 618/654), путевого (ГИМ. Епарх. 5а, 5б, 5в, 5г) или греч. (РНБ. Солов. 1194/1338, 1320, 1351, 1353) распевов.
Полный цикл тропарей на Б. Октоиха в певч. книгах встречается довольно редко. Полный цикл воскресных тропарей на Б. выписан в ркп. Октая ЦМиАР КП 3945/15, XVII в. (расшифровка в кн.: Блаженны. М., 1997. (Знаменное пение; 3)). Такие же циклы встречаются в нотолинейных рукописях XVIII в., как в одноголосном (РНБ. Солов. 622/666), так и многоголосном (РНБ. Солов. 619/654) изложении. Обычно же распевался только 1-й тропарь воскресных Б. (напр., РНБ. Погод. 1925, 60-е гг. XVII в.- Гусейнова З. М. Фитник Феодора Крестьянина. СПб., 2001. С. 33; РНБ. Солов. 619/647, нач. XVIII в.- Певческий Октоих XVIII в. СПб., 1999. Л. 5об., 11об.- 12; и др.). Таким же образом представлены тропари на Б.
В Стихираре инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. 665/922) в триодной части выписан цикл Б. Великой пятницы из 8 тропарей. 1-й тропарь этого цикла (ирмос « », общий для этого цикла и цикла воскресных тропарей на Б. 4-го гласа) имеет оригинальный напев, не совпадающий с напевом того же тропаря в октайной части рукописи.
В синодальном «Обиходе нотного пения» квадратной нотации приведены 1-е воскресные тропари на Б. всех гласов знаменного и греч. распевов (М., 1909. Л. 6-8 об.). В синодальном «Октоихе нотного пения» (М., 1889) эти тропари распеты только знаменным распевом.
В совр. рус. традиции пение тропарей на Б. очень часто заменяется чтением (или тропари вообще опускаются), а поются одни Б. (стихи). Обиходные напевы для Б. характерны наличием 2 муз. строк (колен), силлабичностью и простотой. Поэтому Б. помимо особых напевов могут исполняться на обиходные мелодии тропарей 1-го и стихир 3-го и 7-го гласов (имеющие по 2 колена). Часто употребляются напевы Троице-Сергиевой лавры (напев иером. Нафанаила), Саровский (или Акафистовый), на «Царице моя преблагая», на «Тридневен» и др. (Свод напевов. С. 96-99). Большая часть напевов связана с традициями различных мон-рей; мн. существуют в устной традиции. Для всех них характерны простота, деление на 2 муз. строки, пение не «по нотам», а «по напевке». В нотном приложении к Октоиху изд. Московской Патриархии (Октоих. Т. 3) помещены четырехголосные образцы стихов и тропарей на Б. киево-печерского напева на все 8 гласов.